В целях создания и интеграции единого информационного и методического пространства по внедрению экологического образования и воспитания обучающихся 23 апреля 2018 года в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Городовиковская многопрофильная гимназия им. Б.Б. Городовикова» состоялся экологический форум «Формирование ключевых экологических компетенций в условиях модернизации образования и внедрения ФГОС нового поколения»
В течение пяти лет гимназия является муниципальной площадкой по экологическому образованию, воспитанию и просвещению школьников. На форуме были подведены итоги многолетней работы гимназии по данному направлению.
Форум был открыт Гимном экологов в исполнении старшеклассников. Участников форума поприветствовала начальник УО ГРМО РК Улюмжиева Н.Н.. Методист ЭБЦУ Борлаева Валентина Ивановна выступила с докладом «Методика подготовки исследовательских и проектных работ». МКОУ «Городовиковская многопрофильная гимназия им. Б.Б. Городовикова» в течение многих лет сотрудничает с республиканским эколого-биологическим центром. Педагоги являются активными участниками мероприятий, проводимых ЭБЦУ. На базе гимназии были проведены семинары-практикумы совместно со специалистами центра.
О реализации программы развития гимназии по экологическому образованию и воспитанию обучающихся «Школа экологии - школа личностного роста» рассказала директор гимназии Макаренко Галина Михайловна. Вниманию участников форума был представлен видеофильм, рассказывающий об опыте работы педагогического коллектива гимназии по экологическому образованию, воспитанию и просвещению обучающихся гимназии.
Далее участникам форума было предложено «экологическое ассорти», а именно посещение уроков, занятий внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий.
Так, в 10 классе был проведен урок литературы «По ком звонит колокол» («Проблема экологии в русской литературе» учитель Харинова М. В.), на котором обучающиеся рассмотрели произведения Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» и В. Распутина «Прощание с Матерой», посвященные экологической проблеме. Учащиеся читали стихотворения А.С. Пушкина, В. Казанцева, Р. Рождественского, смотрели кадры фильма «Не стреляйте в белых лебедей», анализировали произведения и высказывали свою точку зрения.
В 6 «а» классе на уроке биологии по теме: «Среды жизни. Экологические факторы» обучающиеся выступали в роли ученых-биологов, которые изучали среды жизни, влияние экологических факторов на живые организмы. В ходе урока учащиеся ознакомились с экологическими факторами, изучили влияние абиотических факторов на живые организмы, научились распределять животных по средам обитания, экологические факторы по группам. В конце урока была проведена рефлексия, которая показала, что обучающиеся хорошо усвоили материал и урок им понравился.
Интегрированный урок технологии и экологии «Спасём планету от мусора» в 3 «а» классе был проведен учителем начальных классов Михайлусь И.Л. Урок был проведен в необычной форме - путешествие по лабиринту, при продвижении по которому учащиеся должны были сделать планету чище и прекраснее. Формировать ответственное отношение и воспитание любви к природе на уроке учитель старалась путем вовлечения обучающихся в волонтерское движение. Заранее дети представили себя волонтерами, помощниками природы и вся их работа в дальнейшем строилась именно на позиции помощи природе.
Вторая лента экологического ассорти- занятия внеурочной деятельности в 4 «б», 5 «б» и 4 «а» классах.
Внеурочное занятие в 4 «а» классе «Живой символ моей малой Родины», целью которого явилось экологическое воспитание и привитие любви к малой родине было направлено на формирование у обучающихся любви к родной степи, бережному отношению к ее богатствам.
Обучающиеся читали стихотворения о степи на калмыцком языке. Учитель Цакирова Н.Н. ознакомила детей с видеописьмом Хозяина Вселенной, хранителем всего живого- Белого старца. Школьники рассмотрели картины калмыцких художников. Каждая команда определила название картины и ее автора. В заключении занятия все обучающиеся исполнили песню «Хальмг тег».
«Природа в жизни человека»- так называлось внеурочное занятие в 4 «б» классе. Подготовкой к занятию являлось анкетирование семей учащихся по вопросам:
- Что такое природа?
- Что природа дает человеку?
- Как ваша семья оценивает состояние окружающей среды города Городовиковска?
Для эмоционального настроя на предстоящую работу была объявлена «Минутка тишины», во время которой дети просмотрели видеофрагмент о разнообразии природы, определили тему занятия и пришли к выводу, что человек является частью природы, но берет от нее больше, чем дает взамен.
Затем обучающиеся перешли к оценке окружающей среды нашего города. Каждая семья отметила, что одной из основных экологических проблем города остается проблема питьевой воды.
Теоретическая часть занятия перешла в практическую. Учащиеся педагогического отделения Башантинского колледжа дали возможность детям изготовить поющих птиц при помощи Лего-конструктора.
Обучающиеся 5 «б» класса совершили путешествие по заповедным местам Калмыкии. В ходе занятия Рижская Е.И. ознакомила учащихся с заказниками и заповедниками Калмыкии.
Учащиеся подготовили сообщения о биосферном заповеднике «Черные земли», заказниках «Меклетинский», «Сарпинский» и «Харбинский». Во время выступлений обучающиеся заполнили таблицу с названиями особо охраняемых природных территорий, годом их основания, видами растений и животных, которые охраняются на их территории.
Завершили второй блок форума мероприятия: классный час в 7 классе «Как прекрасен этот мир» (классный руководитель Зубко Л. В.); экологический праздник в 5 классе «Степь моя» (библиотекарь Черныш Н.В.), турнир знатоков экологии среди обучающихся 9-х классов школ г. Городовиковска «Земля наш общий дом» (члены ученической организации «Шин дольган» (куратор Ногина О. Н.)).
Обучающиеся 5 класса исполнили песни на калмыцком языке, ответили на вопросы викторины, читали стихотворения калмыцких поэтов. В заключение экологического праздника школьники изготовили символ калмыцкой степи- тюльпан. Выполненные оригами были подарены гостям форума.
Во время классного часа «Как прекрасен этот мир» обучающиеся говорили о красоте родной природы, о том, какие беды нанесла природе человеческая цивилизация. Обучающимися 7 класса была показана сценка «Земля- наш общий дом», исполнена песня А. Пахмутовой «Просьба». Обучающиеся ознакомились с творчеством калмыцких писателей и поэтов, подготовили сообщения о мерах сохранения природы.
Турнир знатоков экологии объединил обучающихся всех школ города. Школьники ГСОШ № 1, 2, 3 и многопрофильной гимназии состязались в знаниях экологии и решении экологических проблем. Турнир включал в себя несколько этапов. Лучшие знатоки были награждены Почетными грамотами.
В финале экологического форума вниманию участников было предложено выступление команды гимназии «SOS» "Мы птиц сохраним, и Земля будет жить!" –призера республиканского конкурса агитбригад (руководитель Папаха Н.И.).
В завершении форума были подведены итоги. Все участники исполнили песню «Мы дети Галактики» и совместно с обучающимися 10 класса высадили кусты роз на клумбе школьного двора.