- Александра Андреевна, кем Вы мечтали стать в детстве?
- Сколько помню себя, на вопрос «Кем ты хочешь стать?», я всегда не задумываясь, отвечала: «Учителем». Потому что мне нравились уроки химии и биологии, хотелось работать с детьми. Тогда я не понимала что учитель – это, прежде всего воспитатель, а уже потом преподаватель разных наук.
- Каждый учитель выбирает ориентиры в своей профессии. Кто для Вас, Александра Андреевна, являлся нравственным ориентиром?
- Своим профессиональным становлением я обязана многим. Важным нравственным ориентиром для меня стал выдающийся педагог - Василий Александрович Сухомлинский.
Я всегда беспокоилась о том, смогу ли вовремя заметить и исправить негативные проявления в привычках своих воспитанников, направить в нужное русло формирующуюся личность? Хватит ли мне знаний, умений, любви и такта, чтобы мои ученики стали успешными, самодостаточными, а главное - добрыми и человечными людьми?
Любовь к ребенку, как считал В.А. Сухомлинский – суть учительской профессии. Как любить ребенка? Любить ребенка, по Сухомлинскому, – уметь смотреть на мир его глазами, входить в его положение, сострадать. А воспитывать – значит привить способность быть воспитываемым, то есть быть чутким к слову, взгляду, к улыбке.
- А как вырастить ребенка счастливым?
- Думаю, что необходимо в первую очередь быть счастливой самой. Ведь только счастливая личность может сделать счастливым другого человека. Важно ориентироваться на инновационные технологии, индивидуализацию обучения, развитие творческих способностей учащихся, их стремление к самообразованию. Очень важно помочь ребенку поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.
- Находясь на заслуженном отдыхе, не жалеете ли Вы о том, что связали свою жизнь со школой?
- Ни одного дня в жизни я не усомнилась в правильности выбора своего профессионального пути. Какие бы трудности не приходилось мне преодолевать, я всегда помнила – я нужна детям, своим ученикам. Я очень радуюсь успехам своих выпускников и понимаю, что частичкой их успеха является мой труд. Наверное, в этом и состоит главная радость учительского труда – видеть своих учеников успешными людьми и способствовать тому, чтобы их мечты сбывались.
- Александра Андреевна, какое качество учителя Вы считаете главным?
- Главным качеством учителя, на мой взгляд, является способность любить детей такими, какие они есть, а значит, радоваться успехам каждого, уметь понимать их, вставать на их позицию, считаться с ними, проявлять уважение. Еще одно не менее важное качество учителя – способность и желание «расти». Я хочу сказать молодым педагогам: чтобы иметь право учить, нужно постоянно совершенствоваться. Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигнуть высоких уровней мастерства, изменяясь, осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи
- Что для Вас значит семья?
Каждый человек рано или поздно приходит к пониманию того, что создание семьи, продолжение своего рода - ничуть не менее, а может быть даже более важно, чем профессиональная реализация. Крепкая семья - это ежедневный труд, где любовь, уважение и ответственность составляют основу взаимоотношений. Мне повезло, что свою семью я могу назвать самым надежным тылом. Я воспитала троих очень красивых и умных детей, у меня 5 внуков и внучка Мария. Мои дети и внуки – это мое счастье, моя гордость, мое главное богатство.
Интервью провел добровольческий (волонтёрский) отряд «Горящее сердце Данко» МКОУ «Городовиковская СОШ № 2»
Беликова Валерия, Маркин Олег, Линник Дарья, Козаченко Иван